Оказывается, нередки случаи, когда мужчины сидят сутками напролёт в онлайн-играх, не обращая внимания на скучающих девушек и жён. Пусть тогда не удивляются, когда те от скуки найдут себе на стороне кого-то, кто знает альтернативу компьютерным играм. Неужели так трудно понять, что женщинам хочется живого общения? И это общение в реале, кстати, можно легко совмещать с беготнёй по локациям в поиске драгоценных артефактов для сокрушения ужасных монстров. Сейчас я вам открою секрет, как совместить игровой мир с реальным общением. Но...
Хватит ли у вас смелости взять на себя роль одного из семи отважных персонажей настольной игры "Pathfinder: Возвращение рунных властителей" и с доблестью пройти уготовленные испытания? На пути к заданной цели героев ждут опасные ловушки и устрашающие монстры, беспощадные злодеи и их приспешники. Но также вы встретите союзников и помощников, которые самоотверженно последуют за вами и помогут найти нужные предметы и обмундирование, ценные сокровища и мощные артефакты, чтобы приблизить вас к победе.
"Pathfinder: Возвращение рунных властителей" - это приключенческая карточная игра. Просьба не путать её с разговорной настольной ролевой игрой из этой вселенной, где нет карт, а есть игровое поле, фишки и толстенные руководство ведущего и книга игрока, в текстах которых раскрывается запутанный сюжет. Карточный "Pathfinder" представляет собой упрощённую версию классической ролевой игры. Здесь нет сотен страниц художественных повествований, но есть карты, на которых лаконично описаны необходимые действия.
Внимание: те, кто не любит много читать, могут прокрутить пост в самый низ и посмотреть видеоролики, в которых доходчиво и при этом довольно лаконично рассказываются правила и демонстрируется геймплей.
Тем, кто играл в RPG на компьютере, будет близка настольная карточная ролевая игра "Pathfinder". Здесь есть оружие, броня, заклинания, спутники, а также ловушки, препятствия и огромное количество врагов. У персонажей различные способности, параметры и показатели, есть прокачка персонажей. Также если вы играли в ролёвки типа "Dungeons & Dragons", то разобраться с карточным "Следопытом" для вас будет проще простого.
Это кооперативная игра - игроки действуют сообща, чтобы загнать главного злодея в угол и победить его в финальном сражении. Давайте рассмотрим базовый набор настольной игры "Pathfinder: Возвращение рунных властителей". В коробке находится начальный набор из 385 карт, включающий также 7 основных персонажей (воин, волшебник, плут, жрец, бард, следопыт и чародей). Кроме этого, русскоязычное издание базового набора содержит ещё и первое дополнение к игре, состоящее из 110 карт - это приключение "Всесожжение". Так что всего в базовой коробке содержится 495 карт, 5 кубиков с различным числом граней и 20-страничные правила игры с иллюстрациями.
Структура игры такова: есть большая дорога приключений, которая состоит из самих приключений, которые в свою очередь состоят из сценариев. Один сценарий - это одна игровая партия. Сегодня существует три дороги приключений, но на русский язык пока что переведена только первая из них - "Возвращение рунных властителей". Она состоит из 6-ти приключений, в каждом из которых по 5 сценариев. А в каждом сценарии используются локации, между которыми герои перемещаются и которые исследуют в поисках злодеев.
Базовый набор содержит приключение "Беды забытого побережья", которое можно назвать обучающим или как бы предысторией. Оно состоит всего из трёх сценариев, победив в которых вы полностью освоите геймплей карточной "Pathfinder". После этого можно приступать к полноценной кампании "Возвращение рунных властителей", первое приключение которой - "Всесожжение" - также находится в базовой коробке.
Открыв коробку, прежде всего нужно распаковать карты и рассортировать их по типам: благословения, компаньоны, оружие, броня, предметы, заклинания, злодеи, приспешники, монстры, преграды, персонажей и относящиеся к ним карты можно собрать в одну стопку, а также локации, сценарии и карту дороги приключений тоже можно сложить в одну стопку. Теперь помещаем стопки карт в отдельные пакетики, которые идут в комплекте. Так карты и будут храниться в коробке. Конечно, было бы удобнее с органайзером для карт (как в "Доминионе"), но чего нет, того нет.
Далее рассмотрим все типы карт. Базовый набор содержит 7 классических героев Pathfinder: воин Валерос, волшебник Эзрен, плутовка Мерисиэль, жрица Кайра, бард Лем, следопыт Харск и чародейка Сеони. Каждый из персонажей имеет какие-то определённые навыки. Например, Эзрен является мастером заклинаний, а Харску нет равных во владении оружием дальнего боя, Кайра умеет лечить себя и своих товарищей, а Валерос прекрасно обращается со сталью.
Вертикальные карты с изображением персонажа - это карты местоположения, они используются всего лишь для индикации, в какой локации находится персонаж в текущий момент. Горизонтальная карта с изображением - это карта персонажа, на которой указаны навыки и способности героя, перечень его карт и другая информация. Двусторонняя горизонтальная карта с указанием специализации - это карта роли, но они применяются только после третьего приключения, так что в первых партиях они не понадобятся.
На фотографии ниже можно увидеть карту дороги приключений "Возвращение рунных властителей", карту базового приключения "Беды забытого побережья" и карты входящих в него трёх сценариев. Для использования в сценариях имеются 24 карты базовых локаций, на обратной стороне которых под обесцвеченной картинкой есть художественное описание каждой из них. Под ними на фото карты с красной каймой - это карты прислужников (15 штук), которые являются помощниками главных злодеев. А карты с бордовой каймой - это карты главных злодеев, их в базовом наборе всего три.
Карты с голубой каймой - это благословения, которые помогают героям справляться с трудностями и сражаться с врагами, их 72 штуки. Оранжевые карты - это монстры, с которыми сталкиваются герои во время исследования локаций, в базовой коробке аж 50 монстров. Карты со светло-фиолетовой каймой - предметы, также помогающие персонажам, таких карт 40.
Карты со светло-серой каймой - это карты брони (20 штук). Жёлтые карты - это преграды, которые представляют собой ловушки, препятствия и прочие сложности на пути к победе (в базовом наборе 20 преград). Карты с тёмно-серой каймой - это оружие (40 штук). Оружие и броня бывают разных типов, поэтому разные персонажи по-разному с ними управляются.
Карты с лиловой каймой - это карты заклинаний, их в базовом наборе 40 штук. Карты с синей каймой - это компаньоны, которые помогают героям во время прохождения сценариев (всего таких карт 35 штук). И, конечно же, кубики (хотя слово "кубики" употребляется чисто условно, так как форма "костей" разная) - их пять видов, и называются они d4, d6, d8, d10 и d12 по количество граней. Часто в игре требуется бросить по два одинаковых кубика - приходится перебрасывать один и тот же, так как в коробке только лишь один комплект кубиков (а лучше бы положили два).
Некоторые карты помечены надписью "Начальный уровень" - именно из этих карт формируются колоды персонажей перед самой первой партией. Дело в том, что с каждой партией (с прохождением каждого последующего сценария) в колоде персонажа будут появляться сильные и редкие карты. А также герои будут постепенно получать новые навыки.
Вот так выглядит состав базового набора (без учёта первого дополнения, входящего в комплект):
Как подготовиться к партии. Представим, что базовое приключение мы уже прошли и сейчас готовим прохождение первого сценария приключения "Всесожжение". Берём карточку дороги приключений, затем берём карточку приключения, на ней указан порядок прохождения сценариев. Берём нужный сценарий и, в зависимости от количества игроков, берём определённые локации: для трёх игроков это будет пять локаций (три из базового набора и две из первого дополнения).
На карточках локаций указан состав колоды каждой локации. Перемешиваем стопки каждого типа карт и берём в закрытую нужное количество карт определённого типа: так, для локации "Городская площадь" это два монстра, одна преграда, одно оружие, два заклинания, один предмет и два компаньона. Проделываем такое для каждой локации. Затем на обратной стороне карты сценария смотрим, какие злодеи и приспешники участвуют в нём. Например, для сценария "Нападение на Сэндпойнт" это злодеи Златохват и Липконог, а также их приспешники Цуто Кайдзицу и Гоблины-захватчики. В каждую локацию нужно добавить по одному врагу (самых низших прислужников берём столько, чтобы врагов хватило на все локации). Теперь эти карты врагов перемешиваем и в закрытую добавляем в уже имеющиеся стопки локаций. Затем эти стопки перемешиваем - они становятся колодами локаций, в каждой из которых по 10 карт. И наконец отбираем 30 карт благословений - это будет счётчик ходов (каждый ход одна карта сбрасывается): за 30 ходов нужно одолеть злодеев.
Теперь по аналогии с локациями нужно подготовить личные колоды персонажей. На карте каждого персонажа написан состав колод. Например, у Сеони это три заклинания, три предмета, четыре компаньона и пять благословений. Всего пятнадцать карт - это и есть 15 единиц жизни героя (по мере прохождения сценария придётся сбрасывать карты при активации их способностей и при получении ранений). Перед самой первой партией берутся только карты начального уровня. Можно выбрать самим, а можно воспользоваться списком рекомендованных карт для каждого героя из правил.
Вот так предлагается раскладывать карты и колоды в книге правил:
Однако такой расклад подойдёт только для больших столов. Чтобы сэкономить место, можно разложить всё компактнее. На сайте boardgamegeek.com в разделе об игре "Pathfinder" можно скачать и распечатать вот такие листы для красивой альтернативной раскладки карт:
Альтернативная раскладка карт на двух игроков с использованием распечатанных планшетов выглядит так:
В свой ход игрок должен выполнить следующие действия:
1. Сократить колоду благословений (счётчика ходов) - отправляем одну карту благословения из колоды в сброс.
2. Передать карту другому игроку в той же локации (по желанию).
3. Переместиться в другую локацию (по желанию).
4. Исследовать верхнюю карту текущей локации (по желанию).
5. Обновить руку, доведя количество карт в руке до требуемого (избавиться от лишних карт или добрать недостающие).
6. Передать ход другому игроку.
Когда игрок берёт карту из колоды локаций, то происходит так называемое столкновение с картой, которую необходимо попытаться либо получить (если это оружие, броня, предмет и т.п.) либо победить (если это монстр, злодей, преграда или прислужник). При столкновении с картой игрок должен выполнить следующие действия:
1. Прервать столкновение (по желанию и если возможно).
2. Применить эффекты, действующие до столкновения (если необходимо).
3. Провести проверку навыка.
4. Применить эффекты, действующие после столкновения (если необходимо).
5. Закончить столкновение.
И вот тут мы подошли к самому интересному - проведение проверки навыков. Навыки у персонажей самые разные, силу навыков определяют кубики. Различные модификаторы, указанные на разыгрываемых картах и картах персонажей, дают либо бонусы к броскам, либо дополнительные броски.
При проверке навыка нужно выполнить следующие действия:
1. Определить проверяемый навык.
2. Определить сложность проверки.
3. Сыграть карты и применить способности, влияющие на проверку (по желанию).
4. Бросить нужные кубики.
5. Получить урон (если провалена проверка победы над врагом).
При победе над монстром или прислужником его карта удаляется в коробку. А вот после победы над злодеем он убегает в случайную открытую локацию. Если же открытых локаций больше нет, то злодей побеждён, и партия закончилась успешно. Теперь игроки получают бонус за прохождение сценария, указанный на его карте. Это может быть какая-то сильная карта, улучшение какого-либо навыка и тому подобное.
Варианты розыгрыша карт:
Показать. Просто показать карту и вернуть её обратно в руку.
Выложить. Поместить карту на стол лицевой стороной вверх.
Сбросить. Отправить карту в личную стопку сброса.
Перезарядить. Подложить карту под низ личной колоды.
Захоронить. Подложить карту под карту персонажа.
Изгнать. Убрать карту в коробку с игрой.
Взять. Взять карту из личной колоды персонажа.
Нужно понимать, что оставшаяся личная колода - это оставшееся количество жизней. Поэтому сбрасывать, захоронять и изгонять карты стоит с большой осторожностью. Конечно, ничего не поделаешь, когда получаешь урон - тогда нужно в любом случае сбрасывать столько карт с руки, сколько единиц урона получил персонаж. Перезарядка позволяет не сбросить карту, а положить её под низ своей колоды, тем самым сохранив имеющееся количество жизней. Так что всегда нужно искать возможность перезарядить карту, если она действительно важна и если не хочется терять жизни.
Теперь несколько слов о дополнениях (их называют приключениями).
Как уже было сказано, первое приключение под названием "Всесожжение" уже включено в базовый набор. А вот уже остальные придётся докупать отдельно - хорошо, что их стоимость вполне приемлемая (всего 590 рублей за каждую коробочку). Каждое приключение содержит 110 карт. Например, так выглядят карты из приключения "Всесожжение":
Второе дополнение - приключение "Адепты живодёра":
Третье дополнение - приключение "Расправа на Крюковой горе":
Четвёртое дополнение - приключение "Крепость каменных великанов":
Пятое дополнение - приключение "Грехи спасителей":
Шестое дополнение - приключение "Шпили Зин-Шаласта":
Помимо шести приключений, существует также дополнение, которое представляет из себя колоду дополнительных персонажей. Сюда входят четыре новых героя: варвар Амири, друид Лини, монах Саджан и паладин Силэй. Кроме новых персонажей, это расширение содержит дополнительные базовые карты, а также некоторые уникальные карты, которых нет ни в базовом наборе, ни в других дополнениях. Расширение "Колода дополнительных персонажей" позволяет играть в "Pathfinder: Возвращение рунных властителей" составом до шести игроков. Эту колоду можно использовать как с базовым набором, так и с другими расширениями.
Первая игра из серии настольных карточных игр Pathfinder авторства Майка Селинкера (Mike Selinker) была издана в 2013 году издательством Paizo. На данный момент существует три больших кампании, называемых дорогами приключений: "Rise of the Runelords" (2013), "Skull and Shackles" (2014) и "Wrath of the Righteous" (2015). Первая кампания была локализована издательством Hobby World под названием "Возвращение рунных властителей". Для этих целей на краудфандинговой площадке CrowdRepublic было собрано более 1,2 миллиона рублей. Для локализации дополнений собрано ещё более 1,7 миллиона рублей. На текущий момент на русский язык переведены все дополнения первой дороги приключений. А вторая часть (Skull and Shackles) как раз сейчас собирает средства на CrowdRepublic (на сегодня собрано уже около 700 тысяч рублей). Также существует большое количество промо-карт, распространявшихся на различных мероприятиях, и отдельные наборы карт с новыми классами персонажей (ведьма, алхимик, инквизитор и другие).
Первая дорога приключений "Pathfinder: Возвращение рунных властителей" была издана на семи языках. Карточная игра адаптирована под iOS и Android. Также в разработке находится многопользовательская онлайн-игра "Pathfinder Online".
Да, с первого взгляда игра кажется сложной и запутанной, но на самом деле нужно лишь один раз разобраться с правилами. Очень хорошо в понимании игрового процесса помогают следующие видеоролики:
Отвлекаясь от обзора, хочу отметить, что некоторые люди задают вопрос: а какая разница между компьютерными и настольными играми? А ведь ответ вполне очевиден. При игре на компьютере человек сидит в одиночестве (или не в одиночестве, но не обращая на окружающих внимание) перед монитором и пялится на бездушные пиксели. А вот во время игр в настолки происходит живое общение с коллегами, друзьями, родственниками, детьми, любимой женщиной. Это реальный мир, а не виртуальный. Это отдых с близкими людьми. Это их настоящие эмоции. Это шутки, разговоры и т.д.
Возвратимся к обзору. Если вкратце, то в "Pathfinder" игроки ходят по локациям, исследуя их. При открытии карт из колоды локаций они пытаются получить различные полезные находки или победить врагов, применяя разнообразные навыки. Для проверки навыков используются кубики пяти видов. Целью игры является загнать главного злодея (злодеев) в последнюю открытую локацию и победить его, пока не закончились ходы (количество ходов в начале партии всегда равно 30-ти).
Чтобы пройти всю дорогу приключений от начала и до конца, вам потребуется сложившаяся компания игроков, потому что персонажи развиваются от партии к партии. Враги становятся всё сильнее, а испытания - всё сложнее. Можно, например, собираться каждые выходные и проходить по два-три сценария - таким образом, первой части настольного "Патфайндер" хватит на несколько месяцев, а там уже и вторая часть в продажу поступит. После прохождения всей кампании "Pathfinder: Возвращение рунных властителей" я обязательно расскажу, какое из входящих в неё приключений понравилось больше всего и почему. Что касается игры в целом, то она очень интересная и увлекательная, привлекает необычным геймплеем и постепенным развитием персонажей. Правила пугают только при первом знакомстве, но после просмотра видеообзоров и прохождения пары начальных сценариев всё становится предельно понятно. Во время игры в настольного "Следопыта" погружение в фэнтезийную атмосферу вам гарантировано. Всем хорошего настроения и захватывающих приключений! ;)
Journal information