Надоело окучивать грядки в настольных фермах? Больше неинтересно бороздить просторы галактики на космических кораблях? Подземелья и драконы уже не вселяют трепет? Тогда вам обязательно нужно попробовать себя в роли опытного алхимика в игре, которая ярко выделяется интересной тематикой и необычной механикой среди огромного количества настолок. И сегодня я вам о ней подробно расскажу.
Геймплей в "Алхимиках" (Alchemists) удивит даже самого опытного и искушённого настольщика. Сердцем данной игры является механика дедуктивного вычисления формул ингредиентов. На протяжении партии у себя за ширмой вы проводите эксперименты и собираете необходимую информацию, чтобы понять, какова же природа, например, корня мандрагоры или зелёного папоротника. Игра очень тематичная, красочная и невероятно увлекательная...
Могут ли тридцати- и сорокалетние дяди и тёти сосредоточенно и без шуток кидать в яркий мультяшный котёл жаб и скорпионов? Конечно, ещё как могут, ведь "Алхимики" – игра далеко не детская и бросает серьёзный вызов вашим умственным способностям. Сумею ли я вычислить формулы всех элементов первой или меня снова обойдут мои друзья? Оказывается, размять мозги бывает не только полезно, но ещё и так увлекательно. Хочется испытать свои силы снова и снова. Самостоятельное нахождение формул каждый раз приносит удовольствие словно от настоящих новых открытий!
Не стоит переживать, игра не станет лишь механическим вычислением формул ради набора очков. Ведь вы не просто должны их вычислять, но и первыми публиковать свои теории, чтобы успеть собрать гранты, получить бонусы и при этом заплатить как можно меньше монет. А если вы решите играть с дополнением, то возможностей будет ещё больше.
Количество действий ограничено, их очередность очень важна, а нужные ингредиенты могут просто оказаться в дефиците – всё это создаёт много возможностей для интриг и блефа. Вы можете отлично владеть дедукцией или вам может просто чертовски везти. В любом случае, иногда придётся идти на хитрость и обман, публикуя сомнительные теории, чтобы не отставать от соперников и даже обгонять их по репутации. Порой имеет смысл ввести других алхимиков в заблуждение, чтобы отбросить их на шаг назад, а самому выгодно продвинуться по карьерной лестнице! Но не забывайте, что и они могут делать то же самое – это суровый и весёлый мир магической конкуренции.
Итак, во время партии игроки собирают ингредиенты, с которыми можно поступать разными способами:
- по дешёвке продавать их старому алхимику, который сам уже не в состоянии ходить в лес;
- варить из них зелья и продавать путникам, зарабатывая больше денег, чем в первом случае;
- проводить эксперименты, смешивая ингредиенты в ранее непроверенных комбинациях.
Вот эксперименты – это как раз самое увлекательное в игре. С их помощью мы пытаемся вычислить формулы ингредиентов. Каждая формула состоит из трёх элементов разных цветов, знаков и размеров. Теоретически каждый ингредиент может иметь 8 вариантов формул. В начале партии мобильное приложение в тайне от всех генерирует случайное распределение формул между ингредиентами, поэтому в начале игры никто никогда не знает, какому ингредиенту что соответствует.
Для зельеварения используется приложение. В зависимости от целей смешивания игрок выбирает соответствующий пункт в приложении и следует подсказкам. В принципе, пользоваться приложением интуитивно удобно, но в любом случае в книге правил подробно расписан каждый пункт.
Не бойтесь, что смартфон испортит атмосферу настольной игры, потому что это приложение создано именно для того, чтобы её усилить. Оно помогает быстро сканировать ингредиенты и просматривать результаты их смешивания в магическом котле. Ведь без него кому-то из игроков пришлось бы стать ведущим и лишь давать информацию друзьям, пока они увлечённо играют. А приложение справляется с этим намного быстрее и эффективнее, позволяя всем играть в своё удовольствие. Оно оформлено в том же стиле, что и вся игра, вплоть до звуков и анимации, что ещё больше поможет вам погрузиться в роль алхимика. Никогда не думала, что сканировать смартфоном картинки грибов и жаб, превращая их в зелья, так увлекательно!
Для смешивания игрок берёт два ингредиента и бросает их в котёл (устанавливает карты на специальную подставку за своей ширмой), затем в приложении выбирает необходимое действие, наводит камеру гаджета на карточки ингредиентов, подтверждает правильность распознавания и получает результат: положительное или отрицательное зелье одного из трёх цветов или же нейтральное зелье (обычную воду).
При объединении двух формул (смешивании двух ингредиентов) их совпадающие элементы усиливают друг друга, и вы получаете одно из зелий. Чтобы определить, какое зелье получится при смешивании ингредиентов, нужно посмотреть на их формулы: вы должны найти одинаковый знак и цвет в маленьком круге одной формулы и большом круге другой формулы.
Получив результат смешивания, игрок вычёркивает в своей таблице те варианты формул проверенных элементов, которые полученное зелье исключает. Например, чтобы получился синий минус, в формулах обоих ингредиентов должны быть синие минусы. Поэтому, получив синий минус при смешивании ингредиентов, мы точно знаем, что в их формулах нет синего плюса – все формулы с синими плюсами можно смело вычеркнуть. Примерно так выглядит таблица после нескольких смешиваний.
Если же при смешивании получилось нейтральное зелье, значит, эти элементы нейтрализовали друг друга – их формулы полностью противоположны друг другу.
Все эти нюансы отражены в виде подсказки-примера на внутренней стороне ширмы. Каждый полученный тип зелья игрок отмечает соответствующим жетоном в треугольной таблице на пересечении столбцов ингредиентов и на своём игровом планшете.
Когда у вас уже есть первый результат, в следующем эксперименте вы можете смешать один ранее проверенный ингредиент и один новый – если получится зелье другого вида, то вы сузите количество вариантов по ранее проверенному ингредиенту.
Значит, в процессе партии мы собираем ингредиенты, варим зелья, проводим эксперименты? Но это ведь не всё? Да, далеко не всё, но давайте обо всём по порядку.
В базовой версии игры участники могут выбрать два уровня сложности: ученик или магистр. Разница заключается в способе опровержения теорий. На уровне магистра это делать сложнее, и к тому же вы вступаете в конфликт с теми учёными, чьи теории опровергаете. Подробнее – в правилах.
Игроки начинают партию с двумя случайными ингредиентами, двумя монетами и одной картой услуг. В первом раунде у всех игроков только три действия, во всех последующих – от четырёх до шести в зависимости от количества игроков.
Каждый раунд жетон первого игрока передаётся соседу слева, который необязательно будет первым ходить в раунде. Жетон первого игрока лишь даёт возможность первым выбрать бонус для текущего раунда – и уже от выбранного бонуса и выбора других игроков будет зависеть очерёдность хода. Чем весомее бонус, тем ниже деление очерёдности хода и тем позднее будет выполнять свои действия игрок. В базовой игре бонусом могут быть дополнительные карты ингредиентов или карты услуг (позволяют получить какой-то единоразовый бонус при их розыгрыше).
После определения очерёдности хода игроки в установленном порядке планируют на день все свои действия (расставляют кубики по ячейкам локаций), после чего начинают поочерёдно выполнять по одному действию, постепенно двигаясь от одной локации (области действия) игрового поля к другой по часовой стрелке. По сюжету каждое утро алхимик покидает свой дом и направляется в академию. Дорога лежит через лес и городские улицы.
Первая локация (область действия) – это лес, куда первым делом попадают алхимики в начале дня. Здесь можно собрать ингредиенты для последующей варки зелий. Можно брать как открытые элементы, так и вслепую из колоды. Можно взять до двух элементов, на каждый из которых игроку придётся потратить по одному кубику действия.
Дальше игроки могут заскочить к старому алхимику, который уже сам не может ходить в лес и поэтому по дешёвке скупает ингредиенты у игроков. В игре это действие называется трансмутацией. Можно продать до двух ингредиентов за раунд (первый потребует один кубик действия, а второй – уже два). За каждый старый алхимик заплатит вам по одной монете.
Дальше на пути алхимиков расположена таверна, куда приходят искатели приключений. Этим порой весьма странным и даже одиозным личностям требуются зелья различных типов (как положительные, так и отрицательные). Алхимик может попробовать сварить для путника желаемое зелье, получив за него от 1 до 4 золотых монет. Но за качество придётся поручиться и дать путнику гарантию, сварите вы в точности то, что он просит, обеспечите его лишь правильным типом зелья, продадите воду или подсунете абсолютно непонятную бурду. Хорошо, если вы уже в точности знаете, как сварить то или иное зелье – в этом случае можете давать максимальную гарантию и получать 4 монеты. За гарантированную бурду и воду вы также получите немного деньжат, но потеряете репутацию. А если сразу несколько алхимиков хотят сварить одно и то же зелье, то им придётся демпинговать – путник купит у того, кто предложит наибольшую скидку. На продажу придётся потратить два кубика действий.
За таверной на городской площади расположен рынок, где алхимики могут купить весьма ценные артефакты, которые не только приносят дополнительные очки в конце партии, но и обладают необычными свойствами, помогающими в процессе игры. Цены на артефакты могут кусаться, поэтому важно продавать путникам зелья высокого качества. На протяжении партии на рынке будут появляться всё более ценные артефакты. За раунд можно купить до двух артефактов (первый потребует один кубик действия, а второй – уже два).
Дальше находится городской архив, придя в который алхимики могут покопаться в старых статьях и опровергнуть теории других алхимиков (о них позже). Если вы удачно опровергли чью-то выдвинутую ранее теорию (даже свою), то получаете за это репутацию, а те, чью теорию опровергли (автор и соавторы), репутацию теряют. Опровергнуть можно до двух теорий за раунд, каждая требует один кубик действия. Если у опровергнувшего игрока есть кубик действия в области публикации теорий, то игрок может тут же выполнить данное действие, если оно связано с только что опровергнутой теорией.
Дальше находится типография, где можно опубликовать свою теорию или стать соавтором уже существующей. Можно опубликовать теорию, в которой вы на 100% уверены и пометить её своей печатью с победными очками (выкладывается в закрытую), а можно и сблефовать, но когда правда вскроется, вы можете потерять очки репутации (если совсем ошиблись) или не получить ничего (если застраховали себя печатью того цвета, в котором сомневались). Зачем публиковать неверные теории? А чтобы получить репутацию и гранты (они дают очки и монеты) – чем больше теорий опубликовано, тем больше грантов можно получить. За раунд можно опубликовать до двух теорий (первая потребует один кубик действия, а вторая – уже два). За услугу печати придётся заплатить одну монету типографии, и ещё по одной монете автору и всем соавторам, если теория уже опубликована до вас.
Академия – самое интересное место в городе. Ведь именно здесь алхимики проводят эксперименты на себе и студентах, смешивая ингредиенты в ранее неизвестных комбинациях. В академии находятся две области действий.
Эксперимент на студенте позволяет проверить сочетание ингредиентов бесплатно и без последствий для себя. Однако если вы сварите отрицательное зелье, то студент просто откажется далее в этом раунде пробовать зелья бесплатно – за каждый последующий опыт всем игрокам придётся платить студенту одну монету. Всего за раунд можно провести два опыта на студенте, каждый из которых требует один кубик действий.
Вторая область действия в академии – это эксперимент на себе. Вот тут уже таятся определённые опасности. Платить самому себе не надо, но если вы попробуете отрицательное зелье, то и последствия будут негативные, хоть и временные - вы либо потеряете рассудок (синий минус) и лишитесь одного очка репутации, либо окажетесь парализованным (зелёный минус) и в следующем раунде будете ходить последним, либо отравитесь (красный минус) и в следующем раунде у вас будет на один кубик действия меньше. За раунд можно провести до двух экспериментов на себе, потратив на каждый по одному кубику действий.
В конце третьего и пятого раундов проходят так называемые конференции. Справа от области испытания на себе кладется специальный жетон, который показывает, какие награды и штрафы будут распределены между алхимиками в зависимости от того, сколько теорий (печатей) опубликовано у каждого игрока.
И наконец в самом конце каждого раунда игрок с наибольшим количеством печатей получает одно очко репутации.
Как я уже упоминала выше, первый и последний раунды отличаются от всех остальных. В первом раунде недоступны некоторые области действий, а именно: продажа зелий, опровержение и публикация теорий. Эти области отмечены круговой стрелкой с красной цифрой "1" внутри. Также в первом раунде игроки используют только три кубика действий, во всех последующих – от четырёх до шести (в зависимости от количества игроков).
В последнем (шестом) раунде вместо испытаний на студенте и себе проводится выставка достижений алхимиков, где те могут сварить определённые зелья и получить за это очки репутации. Для этого на поле выкладывается планшет выставки. Каждый игрок может сварить до трёх разных зелий, потратив на каждое по одному кубику действий.
В самом конце шестого раунда происходит так называемое Большое открытие: в приложении открывается расшифровка всех формул, которые игроки сравнивают со своими опубликованными теориями. За верную теорию игрок получает столько очков, сколько указано на его печати (3 или 5), за неверную теорию без страховки из общего счёта игрока вычитается 4 очка.
Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков. Сумма очков складывается из полученной за партию репутации, очков за печати на верных теориях, очков с грантов и артефактов, очков за оставшиеся монеты и карты услуг.
Если усвоить информацию вам легче визуально, то рекомендую посмотреть видеообзор от канала "Beaver Games". В данном ролике вы увидите только базовую игру "Алхимики". О дополнении поговорим дальше.
Дополнение "Королевский Голем"
Дополнение очень объёмное, вводит в игру огромное количество новых компонентов. С ним игра становится определённо намного интереснее, но и сложность значительно увеличивается.
Дополнение "Королевский Голем" (The King's Golem) содержит 4 новых модуля, которые можно использовать с базовой игрой все вместе или по отдельности: "Спонсоры", "Дни забот", "Королевская энциклопедия" и "Проект Голем". Также вместе с модулями дополнения в игру вводятся компоненты набора "Дворцовая библиотека".
Набор компонентов "Дворцовая библиотека" вводит в игру новые листы с таблицами формул и жетоны книг. Теперь, благодаря знаниям древних магов, вы узнали, что все формулы делятся на лунные и солнечные в зависимости от количества в них отрицательных элементов. Жетоны книг позволяют узнать, является ли какой-то из ингредиентов лунным или солнечным, что в два раза сужает область определения его формулы.
Модуль "Спонсоры" изменяет стартовые условия для всех игроков. Теперь игроки начинают партию асимметрично. Вместо обычного стартового набора каждый игрок получает четыре карточки спонсоров, две сбрасывает и получает все начальные бонусы с оставленных двух карточек. Там могут быть монеты, карты услуг и артефактов, жетоны книг, очки репутации.
Модуль "Дни забот" вводит в игру планшеты очерёдности хода. Теперь каждый день область очерёдности хода будет разной. Это вносит ещё большее разнообразие в игровой процесс. С каждым новым раундом условия становятся жёстче, иногда даже придётся чем-то жертвовать (репутация, монеты, кубики действий) ради места повыше.
Модуль "Королевская энциклопедия" вводит в игру двухстороннее поле энциклопедии (одна сторона для игры с модулем "Проект Голем", другая – для игры без него), жетон гранта энциклопедии, набор жетонов ингредиентов и по две новых печати для каждого игрока. Теперь в области публикации или опровержения теории можно потратить кубик, чтобы опубликовать или опровергнуть статью в энциклопедии. Отличие в том, что статьи посвящены одному конкретному элементу, а не всей формуле. Игрок выбирает цвет элемента и четыре ингредиента, в котором, по его мнению, этот цвет присутствует, указывая знаки для каждой пары элементов. В остальном принцип работы со статьями совпадает с принципом работы с теориями.
Модуль "Проект Голем" – это самый объёмный и сложный модуль дополнения. Он используется только в связке с "Королевской энциклопедией". Модуль вводит в игру множество новых компонентов: дополнительный элемент игрового поля, поле изучения голема, планшет подпольного рынка артефактов, памятку по подсчёту очков, жетоны королевской печати, жетоны отчётов, жетоны конференций, жетоны настроения короля, жетон доклада, ещё один комплект пластиковых колб для каждого игрока, новые карты услуг и артефактов. Немало, согласитесь.
При игре с големом игровое поле немного модифицируется – добавляются две новых области действий: Изучение голема и Посещение библиотеки. Также модифицируется область Покупки артефактов – теперь там есть ячейка с четвёртым артефактом (чёрный рынок), который можно купить, только если у вас есть жетон королевской печати.
При игре с модулем "Проект Голем", помимо прочего, алхимики по приказу короля пытаются оживить огромного глиняного голема. Сначала нужно протестировать, на какие ингредиенты у голема появляются ответные реакции (пар из ушей, огонь в груди, обе реакции или вообще ничего). Затем на основе результатов тестов понять, какие именно элементы (какого размера и цвета) в формулах ингредиентов вызывают ответные реакции у голема. Чтобы в итоге оживить существо, необходимо сварить зелье из таких двух ингредиентов, в формулах которых есть два элемента, соответствующие тем, что вызвали у голема две реакции (пар из ушей и огонь в груди). Это очень и очень непросто, мозг просто плавится, но в этом-то и интерес.
Параллельно с изучением голема игроки пишут отчёты о найденных элементах, получают бонусы в виде королевских печатей (их можно тратить на различные полезности – например, обменивать на книги или получать скидку на чёрном рынке артефактов). Теперь на конференциях алхимики также получают или теряют дополнительные очки в зависимости от количества написанных отчётов.
Также предлагаю вам посмотреть видеообзор дополнения к "Алхимикам" от канала "Beaver Games". Возможно, так вам будет легче понять сложные правила данного дополнения.
Для меня "Алхимики" (Alchemists) – это, пожалуй, самая необычная игра, в которую довелось играть. Ну, правда, где ещё можно так поломать голову и одновременно получить удовольствие? И тема, и механики игры настолько необычные, что поначалу собьют вас с толку, а потом взорвут ваш мозг! Талантливый чешский дизайнер Матуш Котри (Matúš Kotry) придумал неповторимое сочетание неординарных игровых механик, захватывающей темы варки зелий и постижения тайн алхимических знаний. Уверена, ни во что подобное вы ещё не играли, потому что игра действительно уникальна.
"Алхимики" появились на свет в 2014 году и до сих пор уверенно чувствуют себя в топ-100 настолок мира. Игра издана на 14 языках, русскоязычная локализация появилась в 2019-ом благодаря GaGa Games. Отрадно, что "ГаГа" локализовали сразу и дополнение, впервые изданное в 2016 году. С дополнением игра полностью раскрывает свой потенциал.
При первом знакомстве сложность может даже отпугнуть некоторых, но после двух-трёх партий уже можно разобраться во всех нюансах игры. Ну, а чем больше партий вы сыграете, тем выше будет ваше алхимическое мастерство – и вот вы уже победитель в очередном состязании мудрецов. Процесс игры настолько затягивает, что время пролетает абсолютно незаметно, поэтому она никогда не кажется затянутой. Наоборот, всегда не хватает времени для всего задуманного, а раунды так быстро заканчиваются. С каждой партией хочется освоить как можно больше модулей игры, чтобы постичь все тайны зельеварения и обойти всех конкурентов. Хотя ваших новых друзей на эту игру стоит подсаживать постепенно и не спешить играть сразу с дополнением. Дайте им время привыкнуть к необычному игровому процессу.
Как вы поняли, игра довольно сложная. А разве кто-то говорил, что алхимия – это просто? Настолки – для детей? Ага, как же! =) Если кто-то скажет вам это в глаза, покажите им "Алхимиков", пусть у них будет разрыв шаблона.
Оформление игры тоже выше всяких похвал. Художники и дизайнеры постарались на славу. Красочный арт, качественные компоненты и потрясающие ширмы алхимиков создают камерную атмосферу магической академии мудрых магов, частью которой вы становитесь, полностью вживаясь в роль и забывая о реальном мире. Личные планшеты-ширмы игроков выполнены в виде магических котлов, в которые "бросают" ингредиенты для варки зелий. Они очень объёмные, яркие и эргономичные: легко складывающиеся, с удобными подсказками по бокам и необычной треугольной таблицей результатов зелий – всё продумано для удобного вычисления формул.
Первую партию русскоязычных "Алхимиков" мигом раскупили ещё в прошлом году, но GaGa Games приложили все усилия, чтобы в январе игра вновь появилась на полках магазинов. Более того, до 3 февраля действует крутейшая акция, во время которой игру можно купить с хорошей скидкой. А если покупать комплект базы с дополнением, то выгода будет ещё больше. Подробности здесь: https://gaga.ru/game/nabor-alhimiki-korolevskii-golem/.
Безусловно, "Алхимики" (Alchemists) – одна из самых интересных и тематичных игр европейской школы, которая никому не покажется скучной. Если вы уже не новичок в этом хобби и хотите чего-то нового или вам срочно нужно удивить своих друзей необычной настолкой, то "Алхимики" – именно то, что вам нужно. Бросьте вызов своему интеллекту, проверьте дедуктивные способности. Нам с друзьями игра безумно понравилась, и вам советую испытать себя в Королевской Академии Алхимиков!
Journal information