С началом Столетней войны для средневековой Франции наступили тёмные времена. Поначалу Орлеану, имевшему важное стратегическое и моральное значение, удавалось избегать крупных сражений, но в конечном итоге тяготы войны настигли и его — город подвергся длительной осаде.
Дополнения «Вторжение» (Invasion) и «Торговля и интриги» (Trade & Intrigue) к настольной игре «Орлеан» (Orléans) охватывают преддверие английского вторжения, упомянутую осаду, последующее восстановление города, подъём экономики региона после окончания войны и дальнейшую подковёрную борьбу за власть.
Дополнение «Орлеан: Вторжение» (Orléans: Invasion)
Первое дополнение «Вторжение» (Invasion) имеет увесистую коробку размером с базовую, так что можете себе представить, сколько там новшеств. На крышке написано, что это большое дополнение. Не верьте, вас нагло обманывают — оно не большое, а просто огромное. Только взгляните на его компоненты.
Разнообразие, которое данное дополнение вносит в игровой процесс, просто зашкаливает. «Вторжение» порадует всех — здесь вам и кооперативный режим для любителей играть сообща, и дуэльный режим для двух заядлых соперников и даже набор соло-сценариев для желающих поиграть в одиночку. Не обошлось и без нововведений для классического режима игры для компании до пяти человек, когда каждый играет сам за себя. Однако если вы захотите играть впятером, вам понадобится дополнительный набор компонентов для пятого игрока, который продаётся отдельно.
В обзоре базовой игры «Орлеан» я рассказывала предысторию о процветающем городе в долине реки Луары. Можно сказать, что базовый «Орлеан» — это мирное время до начала столетней войны с англичанами, а дополнение «Вторжение» посвящено как войне и осаде города, так и его восстановлению после окончания кровопролития.
Первым сценарием (для классического, соревновательного режима игры) является модуль «Процветание» — город и его окрестности пока ещё только в преддверии вторжения англичан. В этом сценарии появляются карты построек (своеобразные личные цели, достигнуть которые не очень-то и просто). Дело в том, что для получения победных очков по карте постройки эту самую постройку ещё нужно возвести, не только безвозмездно потратив монеты, товары или персонажей, но и придя в нужный город фишкой плотника. Плотника может двигать любой игрок — нередко бывает так, что разные игроки ведут плотника в разные концы игрового поля. А ещё для постройки нужно, чтобы рядом с этим городом был свободный жетон товара (которые, в отличие от базовой игры, раскладываются в начале партии лицевой стороной вниз) — если таких уже нет, то возвести постройку здесь невозможно.
Данный модуль содержит не только 22 карты построек, но и деревянную фишку плотника, пару маркеров, а также небольшие дополнительные планшеты плотника и накладки на скрипторий для каждого игрока. В этом сценарии вместо поля благородных деяний используется поле процветания, на котором одну половину занимают события в заранее определённом порядке (вместо тайлов песочных часов), а вторую — три новых благородных деяния (куда уж без них?).
Также в дополнении представлены 7 новых тайлов мест (Колодец, Рыночные ряды, Дилижанс, Хранилище, Чёрный рынок, Таверна и Виноградная плантация), которые в том или ином сочетании используются вместе с некоторыми базовыми тайлами мест практически во всех сценариях дополнения.
Английское вторжение, которому противостояла Жанна д’Арк, обыгрывается в кооперативном сценарии «Вторжение». В нём игрокам предстоит объединиться, чтобы подготовить Орлеан к длительной осаде, ставшей знаковым событием в истории средневековой Франции.
Сценарий «Вторжение» очень сильно меняет геймплей. Это самый объёмный модуль дополнения. Он включает в себя большое двусоставное поле обороны города, на котором представлены достижения (по аналогии с благородными деяниями) и общие цели игроков (которые важны для победы).
Модуль содержит 31 новое событие (тайлы песочных часов) для кооперативного режима. В каждой партии используется примерно половина их них, что значительно повышает и без того впечатляющую реиграбельность. При желании можно не использовать самые коварные события (отмечены значком молнии).
Игроки получают по 1 карте персонажа (личные цели). Если кто-то получил канцлера, то он берёт себе и поле зала собраний.
Помимо 9 карт персонажей с личными целями, модуль «Вторжение» включает в себя 1 небольшое поле зала собраний, 13 жетонов особых зданий и планшеты действий снабжения с 4 новыми действиями для каждого игрока.
Карту долины Луары игроки подготавливают особым образом — товары на карту не выкладываются, зато на каждый окраинный город региона кладётся жетон особого здания.
Для победы нужно сообща спасти город — за установленное количество раундов (16 или 18 в зависимости от количества игроков) выполнить все общие и личные цели.
Режим игры «Дуэль» предназначен для двух соперников. Это напряжённый поединок в стремлении первым достигнуть четырёх целей, изучив счетоводство, построив три фактории, доставив вино в замок Шательро и пошив наряд для своей дамы сердца.
Помимо базовых, для игры с этим модулем понадобятся и новые компоненты. Поле сценария «Дуэль» разделено на три секции. Первая содержит 16 событий, вторая — те самые 4 заветные цели, а третья — 4 новых благородных деяния.
Также игрокам доступен общий планшет поместья, который позволяет выполнять четыре новых действия с очень выгодными эффектами — правда, за каждое из них придётся расстаться с одним подданным и сбросить жетон горожанина.
«Цвет общества» — первый одиночный сценарий, в котором игроку предстоит собрать под своим началом как можно больше сторонников (жетонов горожан). Для игры с данным сценарием используется специальное поле с событиями и условиями победы на разных уровнях сложности.
«Бродячие торговцы» — второй одиночный сценарий для игры «Орлеан». В нём задачей игрока становится доставка товаров в пять городов региона. Поле для этого сценария содержит события и описание каждой из пяти целей. События в данном сценарии кардинально отличаются от всех остальных — каждый раунд игроку предстоит что-то отдавать (еду или монеты), в противном случае тут же наступает поражение (условная смерть от голода). Если за 15 раундов игроку удалось выполнить все пять целей по доставке товаров и при этом не умереть от голода, он побеждает.
«Столица Вьерзон» — третий одиночный сценарий, который входит в дополнение «Вторжение». Как можно догадаться из названия модуля, игрок должен превратить французский городок Вьерзон в столицу региона. Для этого необходимо за 14 раундов достичь 5 целей. Эти цели, а также 2 новых благородных деяния и события для каждого раунда, представлены на специальном поле сценария.
Как видите, содержимое дополнения «Вторжение» весьма разнообразное, предлагает игрокам разные режимы игры и обеспечивает уникальный игровой опыт, повышенную реиграбельность и новые впечатления даже тем, кто уже наиграл в «Орлеан» не один десяток партий.
Дополнение «Орлеан: Торговля и интриги» (Orléans: Trade & Intrigue)
Дополнение «Торговля и интриги» (Trade & Intrigue) предлагает 4 независимых модуля, которые можно комбинировать с базовой игрой в любом сочетании. Ниже предлагаю взглянуть на компоненты дополнения.
Модуль «Заказы» позволяет зарабатывать больше победных очков, доставляя товары в разные города, окружающие Орлеан. Чем дальше город, тем больше очков вы в итоге получите. На каждой карточке заказа указан город, его местоположение на карте, тип и количество необходимых товаров, а также количество победных очков, получаемое в конце партии за успешное выполнение заказа. Имейте в виду, что отдаваемые товары навсегда покидают игру, и вы не получите за них очки в конце партии, а лишь за выполненный заказ. Поэтому, фактически, заказы в итоге дают всего плюс 5-7 очков чистыми (чем дальше город от Орлеана, тем труднее доставить туда товары и тем больше разница в очках).
Перед игроками всегда открыты пять карт заказов. В конце своего хода, перед тем как спасовать, игрок может выполнить заказ, забрав карту с названием города, в котором находится, и сбросив нужные товары в коробку. На пустое место выкладывается новая карта заказа из колоды.
Выполнять заказы довольно трудно, так как для этого необходимо находиться в указанном на карте городе и иметь в наличии нужные товары. Города на карточках выходят не всегда близко от текущего местоположения и не всегда есть возможность собрать нужные товары. Так что обычно удается выполнить один-два заказа, но и в этом случае перевес в 10-15 очков может оказаться решающим.
Модуль «Новые события» предлагает игрокам новые тайлы песочных часов. Если в базовой игре всего 18 таких тайлов (по числу раундов), среди которых много событий с одинаковыми эффектами, то дополнение содержит аж 34 тайла, каждый из которых представлен в единственном экземпляре. С таким выбором событий уникальность каждой партии значительно повышается. Одни события вынуждают вас заплатить монеты или сбросить товары, другие приносят деньги в соответствии с указанными условиями, третьи запрещают в текущем раунде нанимать определённых подданных или пользоваться какими-то действиями, четвёртые позволяют приобрести или вытянуть из мешка дополнительных подданных, и ещё много других интересных эффектов (как положительных, так и отрицательных), включая базовые.
Модуль «Новые благородные деяния» предлагает игрокам новое поле благородных деяний с более разноплановыми бонусами. Если за совершение благородных деяний на базовом поле игроки получали исключительно монеты (или опционально очки развития в одном из случаев), то с новым полем они могут получить монеты, товары, жетоны горожан, тайлы мест, жетоны технологий, очки развития, перемещение по реке, возможность достать из мешка дополнительного подданного. А за выкладывание персонажа на последнюю свободную ячейку благородного деяния игроки теперь могут получить не только жетоны горожан, но и приличную сумму монет или очков развития, бесплатную постройку фактории или бесплатное выполнение любого действия со своих тайлов мест или планшета. При игре неполным составом крайние правые ячейки каждого деяния накрываются специальными закрывающими жетонами и недоступны игрокам, а при игре вдвоём нижние два деяния не используются совсем.
Модуль «Интриги». Если вы хотите внести в игру больше взаимодействия между игроками и повысить конфликтность до предела, то вместо поля благородных деяний используйте поле интриг. Работают интриги (если быть точнее, то это злодеи) аналогично благородным деяниям, только эффект интриг не распространяется исключительно на игрока, отправившего туда свой жетон, а затрагивает и его соперников — в отрицательном смысле. С помощью интриг можно поменять свой товар на любой товар соперника, разрушить построенную факторию соперника, вернуть фишку соперника в Орлеан, в каком бы городе она ни находилась, заставить соперников потерять по одному ресурсу (как при пытках, кроме монет), заставить соперника потерять подданного (как во время чумы), возвратить жетон соперника с ячейки действия в его мешок, забрать у соперника жетон технологии, стянуть с каждого соперника по две монеты, переместить себя по какой-то шкале вперёд, а соперника назад. При этом к некоторым из упомянутых выше эффектам также полагаются монеты из общего запаса. А за выкладывание персонажа на последнюю свободную ячейку интриги игрок может получить монеты, жетон персонажа, товар, жетон технологий или возможность бесплатно построить факторию. При игре неполным составом крайние правые ячейки каждого злодея также накрываются специальными закрывающими жетонами и недоступны игрокам, а при игре вдвоём нижние два злодеяния не используются совсем.
И ещё одним небольшим бонусом данного дополнения являются три новых тайла мест, которые можно добавить к тайлам базовой игры — они станут доступны игрокам во время выполнения действия ремесленника. Торговый дом в конце партии даёт победные очки за каждый тип товара, которого у игрока больше, чем у остальных. Овечья ферма при помощи фермера позволяет обменять один сыр на шерсть или четыре монеты или три очка развития. Брассери игрок получает вместе с товарами, которые он может расходовать различными способами или сохранить до конца партии, чтобы получить за них очки.
Как видите, второе дополнение несколько меньше по объёму и предлагает именно модули вместо сценариев (по сравнению с первым дополнением). Кроме того, оно предназначено только для классического режима игры, когда несколько игроков соперничают друг с другом. Поэтому если вы играете в «Орлеан» всегда составом из нескольких человек, а кооперативные игры вас не интересуют, вам несомненно подойдёт дополнение «Торговля и интриги».
Если же хочется попробовать всё, то придётся раскошелиться на оба дополнения, обеспечив себе тем самым попросту бесконечную реиграбельность и стопроцентную уверенность в том, что «Орлеан» вам никогда не надоест. Хотя если покупать базу и оба дополнения сразу, такой комплект обойдётся заметно дешевле, чем каждая коробка в отдельности.
Journal information